Служба школьной медиации (примирение)
Создание Служб медиации в Ярославской области – важнейшая проблема для развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Основные понятия
Медиация – способ разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора
Медиативный подход – подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры
Восстановительный подход – использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Актуальность
Педагоги
Умение защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
(Стандарт профессиональной деятельности педагога)
Обучающиеся
Развитие способности интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра
(ФГОС ООО)
Принципы медиации
• Добровольность участников медиации
• Равное право для сторон
• Беспристрастность
• Нейтральность медиатора
• Конфиденциальность медиатора
Позиция медиатора:
• Подобно судье или арбитру, медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным, но в отличие от них медиатор сам не принимает никаких решений о том, каким будет решение конфликта!
• Он лишь помогает спорящим сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наибольшей степени устраивающему обе стороны.
Ориентиры медиатора:
• Переговоры осуществляются в русле сотрудничества
• Достижение результата типа “выигрыш-выигрыш”
• Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт
Стадии медиации:
1. Вступительное слово медиатора – Введение в процесс медиации
2. Презентация сторон – представление сторонами, в чем суть их спора, разногласий
3. Дискуссия – по выработке тем для переговоров
4. Кокус – индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон
5. Дискуссия по выработке предложений для урегулирования конфликта
6. Подготовка Проекта соглашения – заключение соглашения и его подписание
7. Выход из медиации – завершение медиации (или медиационной сессии)
Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
• Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
• Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».